donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

Як-130

Як-130

  Учебно-боевой самолет. Самолет разработан ОКБ им. А.С.Яковлева, главный конструктор - Николай Долженков. Конкурс на создание современного учебно-боевого самолета объявлен ВВС СССР во второй половине 1980-х годов. В результате конкурса для проектирования были выбраны два проекта - Як-УТС / Як-130 и МиГ-АТ. Так же в конкурсе участвовали самолеты КБ Сухого С-54 и КБ Мясищева М-200. Проектирование начато в 1991 г. и завершено в сентябре 1993 г. В том же 1993 г. к работам по проекту по финансовым причинам привлечена компания Aermacchi (Италия), которая на завершающем этапе разработки из-за разногласий отошла от участия в проекте. Компания Aermacchi получила конструкторскую документацию на планер самолета и в итоге выпустила свою версию Як-130 - самолет Aermacchi М-346. 10 апреля 2002 г. Як-130 объявлен победителем конкурса на учебно-боевой самолет для ВВС России.

Первый полет Як-130 совершил 25 апреля 1996 г. в Раменском, пилот - Андрей Синицын. 30 апреля 2004 г. совершил первый полет первый предсерийный Як-130 производства авиазавода "Сокол" - второй летный Як-130. В 2008 г. авиазаводом "Сокол" закончен выпуск предсерийных Як-130 (серийные №№00-02  - 00-05). Еще до окончания выпуска предсерийной партии в ноябре 2007 г. подписано предварительное заключение по первому этапу государственных испытаний и самолет рекомендован в серию. В 2009 г. начато серийное производство самолетов на Иркутском авиазаводе. В апреле 2009 г. завершен первый этап государственных испытаний Як-130 с базовым составом вооружения. Государственные совместные испытания самолета завершены в 2009 г. - акт о завершении государственных испытаний подписан главкомом ВВС России Александром Зелиным 25 декабря 2009 г.

Летом 2011 г. появилась информация о прекращении производства Як-130 на авиазаводе "Сокол" и полном переводе производства для ВВС России на НПК "Иркут". Всего авиазаводом "Сокол" выпущено 12 Як-130 не считая первого летного прототипа.


Як-130 (борт №134) на аэродроме Раменское, 5 апреля 2012 г. (фото - Pavel Noddlov, http://russianplanes.net).



Один из алжирских Як-130 (серийный №01-17)на аэродроме Иркутского авиазавода, декабрь 2011 г. (автор фото - Дмитрий Иванов, http://russianplanes.net).


Як-130 борт №92 красный, фото не позже осени 2011 г. (автор фото - Максим Брянский, http://kommersant.ru).


Первый прототип Як-130 борт №01 белый, 1996 г. (автор фото - А.Михеев, http://crimso.msk.ru, обработано).

В 2005 г. сообщается, что первая серия для войсковых испытаний в ВВС России составит 10 самолетов (по др.данным - 12). В 2006 г. заключен контракт с Алжиром на поставку Як-130. В 2008 г. объявлено, что производство Як-130 для нужд ВВС России будет вестись авиазаводом "Сокол" (г.Нижний Новгород), а для поставок на экспорт - корпорацией "Иркут" (г.Иркутск).  4 июня 2008 г. в СМИ объявлено о начале серийного производства Як-130 на Иркутском авиазаводе - всего заказано у корпорации "Иркут" 62 самолета для ВВС России, первые поставки в ВВС начнутся в 2009 г. 19 мая 2009 г. совершил первый полет первый серийный Як-130 для ВВС России производства корпорации "Иркут" (или "Сокол"?). 21 августа 2009 г. совершил первый полет Як-130 иркутской сборки для иностранного заказчика.  По состоянию на 2010 г. серийное производство самолета ведется корпорацией "Иркут" (г.Иркутск).

Госпрограмма закупки вооружений на 2011-2020 г. предусматривает закупку 65 Як-130. 7 декабря 2011 г. корпорация "Иркут" и Министерство обороны России заключили контракт на поставку 55 Як-130. Самолеты должны быть поставлены до конца 2015 г.

Двигатели: на взлетном режиме для предотвращения попадания в каналы воздухозаборников посторонних предметов они закрываются крышками, альтернативные жалюзи воздухозаборника находятся на сверху на каналах.
- 2 х ТРД АИ-222-25 тягой по 2500 кг, номинал - 2200 кг
- 2 х ТРД  F124-GA-200 (США, экспортный вариант самолета).

ТТХ самолета:
Экипаж - 1-2 чел

Длина - 11,49 м
Размах крыла - 9,84 м
Высота - 4,76 м

Масса взлетная максимальная - 10290 кг
Масса взлетная нормальная - 7230 кг
Масса пустого - 4600 кг
Масса полезной нагрузки - до 3000 кг
Масса топлива - 1600 кг
Тяговооруженность при минимальной взлетной массе - 0.9 кг

Скорость максимальная - 1060 км/ч
Скорость посадочная - 195 км/ч
Дальность полета - до 2000 км (без ПТБ)
Потолок практический - 12500 м
Угол атаки максимальный - 35 град
Разбег - 400 м
Пробег - 650 м

Ресурс планера - 10000 часов

Вооружение:
Артиллерийское - 2-4 х универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками 2 х 23 мм и боекомплектом 250 снарядов;
Ракеты класса "воздух-воздух" - 2-4 х Р-73, Р-77;
Неуправляемые ракеты: 2-4 х блоки НУР Б8М-1 с НУР С-8;
Бомбы - обычные и корректируемые;


Як-130 борт №01 на авиасалоне МАКС-2009, 22.08.2009 г. (автор фото - MasterMindPrime, http://en.wikipedia.org).


Стоимость:
- 2006 г. - согласно оценочной сумме контракта с Алжиром стоимость самолета с двигателями АИ-222 составляет 15,625 млн USD.
- 2012 г. - согласно информации о стоимости контракта на поставку Як-130 в Сирию стоимость самолета составляет 15.3 млн USD.


Статус: Россия
- 2006 г. 26 июня - самолет Як-130 разбился в Рязанской области. Летчики катапультировались, жертв нет.

- 2009 г. 19 мая - совершил первый полет первый серийный Як-130 для ВВС  России производства нижегородского завода "Сокол".

- 2009 г. 13 августа - в СМИ сообщается о том, что первый серийный Як-130 передан в ВВС России в июле 2009 г. Выполнение заказа на первую серию ожидается в 2010 г. Задержка вызвана нехваткой стекол для кабины пилота. Самолет вероятней всего базируется в авиационном центре в Липецке.

- 2009 г. 21 августа - первый полет совершил первый серийный Як-130 для иностранного заказчика выпуска Иркутского авиационного завода. Самолет пилотировали Роман Таскаев и Сергей Михайлюк.

- 2009-2010 г.г. - в ВВС поставлено 8 серийных самолетов. Потребность ВВС России оценивается в 250 самолетов.

- 2010 г. 19 февраля - первый Як-130 поступил в учебный центр ВВС в Липецке.

- 2010 г. 9 мая - 4 войсковых Як-130 участвуют в параде Победы в Москве.

- 2010 г.  29 мая - самолет Як-130 (борт №93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава разбился. Авария самолёта произошла при взлете. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался, состояние удовлетворительное, на земле жертв и разрушений нет. На время расследования причин инцидента полеты самолётов Як-130 приостановлены. Разбился один из 4 самолетов, участвоваших в параде Победы в Москве.

- 2011 г. лето - по заключенному ранее контракту для Ливии строились или готовились к производству самолеты Як-130. После свержения Каддафи эти самолеты планируется переориентировать на ВВС России. Ведутся переговоры по стоимости самолетов.

- 2011 г. сентябрь - Министерство обороны России не смогло договориться по стоимости самолетов с ОАК. Тендер на поставку самолетов признан несостоявшимся. Таким образом поставка 11 Як-130 для ВВС России перенесена на 2012 г.

- 2011 г. 12 сентября - глава корпорации "Иркут" заявил, что всего на заводе в 2011 г. построено около 30 самолетов Як-130.

- 2011 г. 23 сентября - в СМИ появилась информация о том, что производитель Як-130 не может договориться с Министерством обороны России о цене на самолеты.

- 2011 г. 08 ноября - в СМИ объявлено о заключении в ближайшие недели контракта на поставку в ВВС России 65 Як-130. Поставка самолетов начнется в 2012 г. и будет завершена в 2017 г. В первую партию войдут в т.ч. 6 самолетов Як-130 предназначавшихся для Ливии.


Як-130 борт №92 красный, фото не позже осени 2011 г. (http://www.function.mil.ru).

- 2011 г. ноябрь конец месяца - 47 самолетов уже поступили из цеха агрегатной сборки в цех окончательной сборки НПК "Иркут" с начала производства самолетов Як-130 в 2009 г. (http://forum.rcdesign.ru/f83/thread208703-21.html).

- 2011 г. 7 декабря - корпорация "Иркут" и Министерство обороны России заключили контракт на поставку 55 Як-130. Самолеты должны быть поставлены до конца 2015 г. Госпрограмма закупки вооружений на 2011-2020 г. предусматривает закупку 65 Як-130.

Количество Як-130 в ВВС России (данные на июль 2011 г.):
ГодПоступлениеИтого в ВВСПримечание
июль 2009 г.1Липецк ?
май 2010 г.не менее 4Липецк
2010 г.8Липецк
2011-2015 г.г.план 55по контракту от 07.12.2011 г.


Як-130 борты №№02 и 03, вероятно, Раменское, фото не позже осени 2011 г. (автор фото - Николай Цыганов, http://kommersant.ru).

Реестр самолетов Як-130 (версия 15.01.2012 г., в работе):
№ппНаименованиеБорт №Регистр. №Серий.
Первый полетМесто первого полетаОписание
01Як-130, прототип01, 336RA-4313000-0125.04.1996ЛИИ в Жуковскомпервый опытный прототип, самолет демонстрировался в Ле-Бурже в 2005 г., Липецк (2010 г.), Раменское (2011 г.), ОКБ Яковлева
02Як-130, предсерийный131, 0200-0230.04.2004первый полет первого предсерийного самолета, производство авиазавода "Сокол", МАКС-2007, Раменское (2011 г.), ОКБ Яковлева
03-05Як-130, предсерийный132, 03
133, 04
134, 05
00-03
00-04
00-05
по 2008 г. вкл.производство авиазавода "Сокол", Раменское (2011 г.), ОКБ Яковлева

Борт 134 - апрель 2012 г. - Раменское.
06Як-1302009 г.производство авиазавода "Сокол"
07-13Як-130620101
620102
620103
620104
620201
2009-2010 г.г.производство авиазавода "Сокол"
Як-130752009 г.первый Як-130 НПК "Иркут"
Як-13023базирование - Борисоглебский учебный центр (2011 г.)
Як-13024базирование - Борисоглебский учебный центр (2011 г.)
Як-13025базирование - Борисоглебский учебный центр (2011 г.)
Як-13026МАКС-2011, базирование - Борисоглебский учебный центр (2011 г.)
Як-13090МАКС-2009
Як-13091Липецк (2011 г.)
Як-13092
Як-13093Липецк (2010 г.)
Як-130NY-11
NY-12 ?
NY-13 ?
2011 г.28.11.2011 г. первые три Як-130 производства НПК "Иркут" поставлены в Алжир
Як-130NY-6101-172011 г.в декабре 2011 г. самолет был сфотографирован на аэродроме НПК "Иркут" (см.выше).


Экспорт:
Алжир:
- 2006 г. март - подписан контракт на поставку 16 Як-130. Оценочно сумма сделки составляет 250 млн USD.

- 2011 г. 12 сентября - глава корпорации "Иркут" заявил, что всего на заводе построено около 30 самолетов Як-130 и до конца года ВВС Алжира будут переданы первые 16 шт.


Самолет Як-130 из первой алжирской партии в цехе НПК "Иркут", ноябрь 2011 г. (автор фото - Константин Макиенко, http://forum.rcdesign.ru).

- 2011 г. 28 ноября - первые три самолета Як-130 переданы ВВС Алжира - отправлены транспортным самолетом Ан-124 из Иркутска. До конца 2011 г. планируется передать все 16 самолетов.






Самолеты Як-130 из первой алжирской партии на погрузке в Ан-124 при отправке в Алжир, 28 ноября 2011 г. (фото из архива R-jet, http://forum.rcdesign.ru).

Белоруссия:
- 2011 г. 16 января - в СМИ появилась информация о том, что в ближайшие 2 года ВВС Белоруссии планируется приеобретение УБС Як-130. В случае заключения сделки, новые самолеты будут приписаны к Центру подготовки летного состава в Лиде. Интерес к приобретению Як-130 проявляется Белоруссией с 2009 г. В ноябре 2011 г. летчик-инспектор командования ВВС и ПВО Белоруссии Владимир Ничипорчик совершил на Як-130 ознакомительный полет.

Вьетнам:
- 2011 г. - по неподтвержденным данным заказано 8 Як-130.

Ливия:
- 2011 г. - по заключенному ранее контракту для Ливии строились или готовились к производству самолеты Як-130. После свержения Каддафи эти самолеты планируется переориентировать на ВВС России. Планировалось поставить якобы 6 Як-130.

Малайзия:
- 2011 г. - Як-130 участвует в тендере на учебные истребители для ВВС страны.

Сирия:
- 2011 г. - по неподтвержденным данным начаты поставки Як-130.
- 2012 г. 23 января - в СМИ сообщается о подписании контракта на поставку 36 самолетов Як-130 на сумму 550 млн USD. Это второй контракт на поставку Су-130 - ранее первый контракт выполнен. Сборка самолетов для Сирии будетвестись на авиазаводе "Иркут" сразе после получения аванса от Сирии.

Филиппины:
- 2012 г. 18 апреля - в СМИ сообщается об участии Як-130 в тендере на поставку 6 учебно-боевых самолетов для ВВС Филиппин, который был объявлен в июле 2011 г. Планируемая сумма тендера 140.6 млн USD.

Источник

Tags: оружие
Subscribe

  • (no subject)

    Кто и почему ненавидит Сталина

  • (no subject)

    Небратья умеют удивлять. Сначала они запретили ввоз в страну российские вакцины, так как «воюют» с Кремлем, а потом умудрилась…

  • Что делать с оппозицией

    Недавнее обострение в политической жизни показало интересное расслоение среди россиян, выразившееся в заочном споре Юлии Витязевой и публициста…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment